Давайте разберемся в классификации масел, моторных масел именно для турбированного дизеля. Поскольку в большей мере масло должно продлить срок службы турбины и естественно для самого двигателя. Как подобрать именно сбалансированное масло? Попробуем вместе разобраться....
Существует классификация по ГОСТ 17479.1-85, API, CCMC, АСЕА, ILSAC .
Сертификация масел производителями автомобилей:
BMW BMW Longlife oils (ACEA A3/B3), BMW Special oils* (ACEA A3/B3)
* - моторные масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей.
Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств.
Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти).
приводиться таблица совмещения зарубежной и российской классификации масел тут _http://www.petroltrade.ru/n_motormasl.html
Классификация моторных масел по уровню качества. Американский институт нефти (American Petroleum Institute) - сокращенно API подразделяет моторные масла на две категории:
"S" (Service) - масла для бензиновых двигателей. Классы: SA, SB, SD, SE, SE, SF, SG, SH, SJ и SL.
"C" (Commercial) - масла для дизелей. Классы: CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4. Классы дизельных масел CD и CF подразделяются на масла для 2- и 4-тактных дизелей, обозначаемых дополнительной цифрой (например, CD II, CF-2, CF-4, CG-4).
Универсальные масла обозначаются классами двух разных категорий (например, SJ/CH-4, SF/CC). Эти масла могут использоваться как в дизельных, так и в бензиновых двигателях.
Сертификация масла происходит в ходе специальных испытаний в двигателях или моторных установках. Оценка происходит по широкому спектру характеристик: моющие свойства, диспергирующие свойства, противоизносные свойства, антиокислительные свойства, антикоррозийные свойства и т. д.
На сегодняшний день классификация API содержит 3 класса категории "S" и 5 классов категории "С". Устаревшие классы моторных масел были исключены из спецификации (классы SA-SG и классы СА-СE). Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит и есть необходимость в этих маслах.
Классификация моторных масел по уровню качества АРI:
Для дизельных двигателей - категория C (Commercial)
CA* Минеральные масла без присадок, для старых маломощных типов двигателей, выпускаемых в 1940-1950 годах, без наддува, работающих при умеренных нагрузках на малосернистом топливе.
CB* Минеральные масла без присадок, для старых маломощных типов двигателей, выпускаемых в 1950-1960 годах, без наддува, работающих при умеренных нагрузках на сернистом топливе.
CC* Масла для старых типов двигателей, выпускаемых в 1960-1970 годах, как с наддувом, так и без него, работающих в умеренных и тяжелых режимах. Содержат присадки против старения, коррозии и высокотемпературных отложений.
CD* Масла для старых высокооборотистых типов двигателей, выпускаемых в 1970-1983 годах, как с наддувом, так и без него, работающих на сернистом топливе в тяжелых условиях. Содержат присадки против старения, коррозии и высокотемпературных отложений.
CD-II* Те же характеристики масла, что и в группе CD, только для 2-тактных двигателей.
CE* Масла для старых форсированных типов двигателей, выпускаемых с 1983 года, с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут быть использованы вместо моторных масел групп CC, CD.
CF Масла для внедорожной техники и форсированных двигателей, выпускаемых с 1994 года, с газотурбинным наддувом и без него, работающих в тяжелых условиях, на топливе с повышенным содержанием серы (до 0,5%).
CF-4 Масла для 4-тактных двигателей, выпускаемых с 1990 года, с турбонаддувом и без него, работающих в тяжелых условиях. Обладают лучшими моющими свойствами, чем масла класса СЕ, и экологическими показателями по выбросам при сгорании. Могут быть использованы вместо моторных масел групп CE.
CF-2 Масла для 2-тактных двигателей, выпускаемых с 1990 года, работающих в тяжелых условиях. Обладают хорошими моющими и противоизносными свойствами. Могут быть использованы вместо моторных масел групп CD-II.
CG-4 Масла для внедорожной техники с 4-тактными двигателями, выпускаемых с 1994 года. Удовлетворяющие по токсичным выбросам нормам, установленным в США с 1994 г. В сравнении с маслами класса CF-4 обладают лучшими моющими, противоизносными, антикоррозионными свойствами, меньшей вспениваемостью при высокой температуре и хорошо сочетаются с малосернистым дизельным топливом (содержание серы менее 0,05%). Могут быть использованы вместо моторных масел групп CF-4.
CH-4 Масла для 4-тактных двигателей, предназначенные для длительной работы без смены в условиях интенсивного загрязнения масла частицами сажи и удовлетворяющие экологическим нормам по содержанию твердых частиц и оксида азота в отработавших газах, введенных в США с 1998 года. Допускаются для применения в двигателях работающих на топливе с повышенным содержанием серы (до 0,5%). Могут быть использованы вместо моторных масел групп CF-4 и CG-4.
Комитет конструкторов автомобилей стран общего рынка ССМС контролирует качество масла и имеет свою индексацию. ССМС D4 и ССМС D5 соответствуют уровням API CD и CE/CF4 для дизельных. Индекс ССМС PD2 разрешает использовать эти масла в дизельных двигателях легковых автомобилей.
* - отмечены классы, исключенные из классификации
Классификация моторных масел по уровню качества ССМС
Комитет производителей автомобилей европейского общего рынка (Committee of Common Market automobil Constructors) - сокращенно ССМС, был основан в 1972 году. В 1975 году опубликовал свою первую спецификацию для моторных масел, предназначенных для двигателей, выпущенных в Европе. В 1991 году спецификация была переработана и дополнена. В 1996 году эта классификация ССМС была отменена в связи с выходом классификации АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Хотя классификация отменена - ее обозначения все еще встречаются на этикетках моторных масел.
Классификация ССМС делит моторные масла на три категории:
По сравнению с классификацией API классификация ССМС к маслам предъявляла боле жесткие требования.
G (Gasoline) - масла для бензиновых двигателей. Классы: G1, G2, G3, G4, G5.
D (Diesel) - масла для дизельных двигателей грузовиков. Классы: D1, D2, D3, D4, D5.
PD (Performance Diesel) - масло для дизельных двигателей легковых автомобилей. Классы: PD1, PD2
Для дизельных двигателей грузовиков - категория D (Diesel)
D1 Для двигателей, выпущенных до 1989 года. Примерно соответствует классу CC спецификации API.
D2 Для двигателей с турбонаддувом, выпущенных до 1990 года. Примерно соответствует классу CE спецификации API. Масло отличается повышенной стойкостью к старению.
D3 Для двигателей с турбонаддувом, выпущенных до 1990 года. Примерно соответствует классу CE спецификации API. Масло отличается повышенной стойкостью к старению.
D4 Примерно соответствует классу CE спецификации API. Масло отличается повышенной стойкостью к сгущению и обладает лучшими качествами по предотвращению износа двигателя.
D5, SHDP* Для двигателей с турбонаддувом работающих при больших нагрузках. Примерно соответствует классу CF-4 спецификации API. Масло отличается повышенной текучестью и низкой вязкостью.
Для дизельных двигателей легковых автомобилей - категория PD (Performance Diesel)
PD1 Для высокооборотистых двигателей с турбонаддувом и без него, выпущенных до 1989 года. Примерно соответствует классу CD спецификации API, а также классу D2 спецификации CCMC.
PD2 Для мощных двигателей, выпущенных до 1990 года.
От класса PD 1 отличается повышенными требованиями к качеству масла.
* - SHDP (Super High Performance Diesel) - дизельное моторное масло с повышенными эксплуатационными качествами
Классификация моторных масел по уровню качества АСЕА
Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) - сокращенно АСЕА с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая пришла на смену классификации ССМС и отличается более жесткими требованиями к эксплуатационным качествам моторных масел.
По сравнению с американскими двигателями конструкция европейских отличается большими рабочими объемами, большими оборотами, большей мощностью, меньшей массой, более тяжелыми городскими режимами эксплуатации.
Европейские стандарты АСЕА более строги к свойствам моторного масла, чем американские. В связи с этими в Европе все испытания моторных масел происходят на европейских двигателях по своим собственным методикам, но тем не менее, используются некоторые американские физико-химические и моторные методы испытания по SAE, API, и ASTM. Дополнительно проверяются стойкость загущенных масел к механической деструкции, совместимость масел с эластомерами, сульфатную зольность, которая должна быть не более 1,5% у масел категории А, не более 1,8% у масел категорий В и не более 2,0% у масел категорий Е. Как следствие, у многих европейских классов АСЕА нет соответствия с классами API.
Классификация АСЕА делит моторные масла на три категории:
А - для бензиновых двигателей легковых автомобилей.
В - для дизельных двигателей малой мощности, предназначенных для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
Е - для мощных дизельных двигателей, предназначенных для тяжелых грузовых автомобилей, автобусов, тракторов. Чем больше цифра, стоящая после буквенного обозначения, тем выше класс масла, выше его эксплуатационные качества.
В связи с новыми требованиями к качеству моторного масла со стороны производителей классификация постоянно дорабатывается, при этом изменяют код года и тем определяется новый класс (например, А3-98 заменен на А3-02).
Классификация моторных масел AСЕА 2002 года.
Для дизельных двигателей легковых автомобилей
B1-02 Моторные масла с низкой вязкостью, обеспечивающие надежное смазывание двигателя при высоких скоростях сдвига и повышенной температуре, что обеспечивает заметную экономию топлива. Обладают высокими противоизносными свойствами, хорошей термостабильностью, минимальным образованием отложений. Применяется в двигателях, у которых требования к маслам по вязкости при высокой скорости сдвига не превышает 3,5 мПа·с.
B2-98 выпуск 2 Универсальные масла для умеренно форсированных двигателей с раздельной камерой сгорания и нормальным интервалом замены масла.
B3-98 выпуск 2 Универсальные масла для форсированных двигателей с увеличенным интервалом замены. Масла всесезонные с низкой вязкостью, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях.
B4-02 Масла для форсированных двигателей с непосредственным впрыском топлива, с увеличенным интервалом замены масла. Масла всесезонные с низкой вязкостью, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях, стойки к разрушению.
B5-02 Моторные масла с низкой вязкостью, обеспечивающие надежное смазывание двигателя при высоких скоростях сдвига и повышенной температуре, что обеспечивает заметную экономию топлива. Масла стойкие к разрушению, с увеличенным интервалом замены.
Классификация моторных масел по вязкости
Одна из важнейших характеристик моторного масла - это вязкость. Вязкость масла (внутреннее трение) - свойство оказывать сопротивление перемещению одной из частей относительно другой. В двигателе необходимо применять масла с вязкостью, оптимальной для каждой конкретной модели автомобиля. Вязкость масла определяется производителем автомобилей и зависит от конструкции двигателя, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов.
Практически все зарубежные масла классифицируются по спецификации SAE J-300 DEC99, которая в декабре 1999 года пришла на смену устаревшей SAE J-300 APR97. Эта спецификация разработана Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers) - сокращенно SEA.
Спецификация описывает три ряда вязкости масел: cезонные (моновязкие) масла (single viscosity grade oils), которые, в свою очередь, делятся на зимние, летние и всесезонные масла (multiviscosity-grade oils).
Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W - обозначаются цифрой и буквой "W" (Winter). Основные свойства зимнего ряда масел определяется по следующим параметрам:
максимальная допустимая вязкость масла низкотемпературной проворачиваемости - показатель, при котором обеспечивается проворачиваемость холодного двигателя стартером и его успешный запуск. Определяется стандартом ASTM D 5293 на вискозиметре CCS измеряется в сантипуазах (мПа с);
вязкость масла низкотемпературной прокачиваемости - показатель определяется как наименьшая температура, при которой вязкость не превышает величины 60000 мПа·с, что обеспечивает прокачивание масла по смазочной системе под давлением при холодном запуске двигателя для избежания сухого трения деталей двигателя. Определяется по стандарту ASTM D 4684 на вискозиметре MRV измеряется в сантипуазах (мПа с);
минимальная кинематическая вязкость при 100°С - показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе. Определяется по стандарту ASTM D 445 на капиллярном вискозиметре.
Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 - обозначаются цифрой без буквенного обозначения.
Основные свойства летнего ряда масел определяется по:
минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С - показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе. Определяется по стандарту ASTM D 445 на капиллярном вискозиметре;
минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Определяется по стандарту ASTM D 4683 или СЕС L-36-А-90 на коническом имитаторе подшипника.
Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных знаком "тире".
Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно двум следующим критериям:
максимальным вязкостям низкотемпературной проворачиваемости и прокачиваемости со степенью зимнего ряда;
минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С и минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1 в соответствии со степенью летнего ряда.
Масло для малых дизелей
Среди владельцев дизельных легковых автомобилей распространено ошибочное мнение, что для их моторов подходит любое дизельное масло. К тому же такое суждение часто поддерживается продавцами дешевых дизельных масел для большегрузных транспортных средств. Нередко желание повысить объем сбыта идет вразрез с рекомендациями по использованию таких масел. Покажем разницу между двигателями легковых и грузовых автомобилей. Мотор легкового автомобиля должен быть легким и небольшим, для грузовиков это требование не столь важно. Чтобы установить дизельный двигатель в легковом автомобиле, его габариты не должны превышать размеров бензинового мотора. Малый диаметр поршней и цилиндров, небольшой рабочий объем существенно ухудшают условия смесеобразования и сгорания по сравнению с большим дизелем. Чтобы получить достаточную мощность при малом размере мотора, приходится в несколько раз увеличивать обороты. Например, для достижения номинальной мощности 2-литрового двигателя необходимо 4000—4500 об/мин, а для 12-литрового — 1900—2100 об/мин. В результате повышаются механические нагрузки от инерционных сил на детали двигателя и разделяющую их масляную пленку, а время смесеобразования резко сокращается. Поэтому дизели легковых автомобилей часто выполняют дополнительными («вихревыми») камерами сгорания. Существенный недостаток такой конструкции — образование большого количества сажи. Следовательно, вязкость масла в двигателях с вихревыми камерами повышается гораздо быстрее. К тому же в разделенных камерах сгорания частицы сажи гораздо крупнее. Это значит, что для поддержания их во взвешенном состоянии необходимо масло с более высокими диспергирующими свойствами. В последние годы для повышения мощности на малых дизелях чаще применяют турбонаддув. Давление воздуха во впускном коллекторе за турбокомпрессором превышает атмосферное в 1,8—2 раза, в цилиндрах на протяжении всего цикла оно выше, чем снаружи. Поэтому у современного дизеля по сравнению с безнаддувным вариантом газы активнее прорываются в картер. Если к этому добавить повышенную температуру деталей поршневой группы и проблемы с охлаждением подшипника турбокомпрессора (с частотой вращения до 40 000 об/мин), то можно сказать, что условия работы масла резко ухудшаются, а это приводит к его ускоренному старению. К малым дизелям также предъявляются высокие экологические требования. Чтобы уложиться в нормативы, используют катализаторы, рециркуляцию выхлопных газов. Это также ужесточает условия для действия масла. Сроки замены масла на малых дизелях обычно гораздо меньше, чем для большегрузных автомобилей. Если на грузовых автомобилях высококачественные масла типа Castrol Turbomax допускается заменять через 45 000 км, а синтетическое дизельное масло Castrol Syntruck — через 90 000 км, то для малых дизелей это в среднем 10 000— 15 000 км. Из сказанного выше следует, что для малого дизеля нужно специальное масло. Приобретая масло для легкового автомобиля, нужно ознакомиться с маркировкой на упаковке. Солидные производители автомобильных масел обязательно указывают все классификации и спецификации, которым отвечает данный продукт. К примеру, моторное масло Castrol GTX5 Lightec имеет маркировку SAE 10W-40 API SJ/CF, ACEA АЗ-96, ВЗ-96, VW 00, VW 00. Из этой маркировки следует, что масло имеет класс вязкости 10W-40, класс качества по API — высший для бензиновых SJ (введен с октября 1996 г.) и дизельных CF. Дополнительно приведена классификация АСЕА(Ассоциация европейских производителей автомобилей), введенная с 1 января 1996 г. АЗ-96 — высший класс для бензиновых, а ВЗ — высший класс для дизельных двигателей.
Таким образом, на этикетке моторного масла указываются:
1. Фирма-изготовитель масла.
2. Название масла.
3. Гpyппa качества по классификации API. Например, SG — масло высшего качества для бензиновых двигателей; СЕ — масло высшего качества для дизелей.
4. Маркировка по SAE (вязкостные свойства). Например: SAE 5W — чисто зимнее масло; SAE 40 — чисто летнее масло; SAE 15W-40 — всесезонное масло.
5. Основа масла: синтетическое, полусинтетическое, на минеральной основе.
6. Номер или индекс партии масла.
7. Дата изготовления.
Например:
1. ВР (British Petroleum)
2. Visco2000
3. SG/CC
4. SAE 15W-40
5. Min. (минеральное)
6. № 234567/96
7. 31.01.1998
Более подробная информация тут _http://www.7samuraev.ru/useful/oil.php
Далее смотрим/выбираем масло и смотрим каким же требованиям оно отвечает. Вот к примеру на сайте _http://www.autonet.ru/catalogs/oil/ приводится таблица характеристик и можно посмотреть класс любого масла.
смотрим МАСЛО TITAN SUPERSYN, по таблице получается: вязкость SAE:5W-50, тип масла:моторное, состав: синтетика
по API -SJ, CF; по CCMC - G5, PD2
сертификация BMW и Porsche.