Привет, всем! Хочу поделится своим опытом по замене маслосъемных колпачков. Сразу сделаю небольшую оговорку, что это статья по сути лишь копия со своми комментариями статьи со статьи Максима из e38.ru. За его статью я ему очень благодарен.
Теперь о том как я докатился до такой жизни:). Виной всему жаба, которая меня начала душить, когда я узнал сколько стоит замена колпачков, а у нас она стоит от 5000 до 8000р. Как так подумал я, колпачки стоят 600рублей, а работа вон сколько, решил поискать как люди в гаражных условиях это делают, и наткнулся на статью Максима. И вроде у него, судя по статье, все так ловко и просто получается, что у меня пробежала мысль мол и я так могу. Вообщем купил все что надо, на всякий случай переспросил у сервисменов сколько это будет стоить и поехал к другу в гараж, предварительно взяв запас статей и выписок из TIS'а. Не смотря на то, что статья была достаточно подробной у меня были моменты, когда я думал: "Ну все 3,14здец! Вот попал! И зачем я туда полез, и кто теперь после меня полезет это все исправлять?" Вообще это моя вторая в жизни машина, и первая машина, в которой я что-то делаю своими руками, поэтому опыт у меня почти нулевой. И поэтому ребятам с аналогичным опытом все-таки очень рекомендую подобные работы выполнять в сервисе! Поверьте мне это работа стоит своих денег. Я на все убил 2 дня, засандалил себе со всего маху в бровь плоскогубцами и посбивал пальзы. Про моральные и нравственные страдания я промолчу
. Это Лирика.
Фотографий не так много, так как фоткал в основном для того, чтобы посмотреть что как стояло.
Итак, что понадобится:
1. Колпачки - 650 рублей.
2. Пара сухарей на всякий случай ~ 100р.
3. Прокладка клапанной крышки ~ 1000р.
4. Прокладка Ванос ~ 200р.
5. Ключи 32, 24 и голвки на от 8 до 11.
6. Динамометрический ключ. (Обязательно).
7. Корректор (штрих).
8. Рассухариватель от 16-клапанной жигули.
9. Идеально ровная хорошая металлическая линейка (Это очень важно, платиковая китайская ерунда не пойдет!), либо спецприспособление для выставления фаз (стоит очень дорого!).
Приступаем. Освобождаем пространство в передней части двигателя. Для этого снимаем две заглушки с корпуса вентилятора охлаждения, еще справа висит какая-та приблуда, ее тоже снимаем, берем ключ на 32 вставляем его под углом примерно 70-80 градусов и ударом молотка откручиваем вентилятор. Слышал мнение, что так делать нельзя и лучше использовать приспособлние для этого, но у меня все было затянуто вмеру, поэтому лупить сильно не пришлось.
Снимаем пластик с клапанной крышки и, на всякий случай, помечаем для себя катушки.
Фото1 Откручиваем клапанную крышку. Сильно ее не тянем, не забываем, что она пластиковая. У меня она снялась без особых усилий.
Снимаем пластик с впускного коленвала, выкручиваем свечи и закрывам свечные колодцы тряпками, чтобы ничего туда не уронить.
(ФОТО2)Далее, выставляем коленвал ВМТ, при этом валы должны встать таким образом, что кулачки 6-го целиндра смотрели друг на друга. Блокируем коленвал. Где-то должно быть специальное отверстие для этого, но я его не нашел и сунул отвертку в подходящее место.
(ФОТО3)Метим все корректором, на всякий случай для себя, положение валов, звездочек и всего прочего.
Вдавливаем натяжитель цепи и вставляем шпильку в специальное отверстие. Это нужно для того, чтобы когда мы будем снимать звездочку выпускного распредвала, натяжитель никуда не вылетел.
Далее один из интереснейших моментов - снятие ваноса. Выкручиваем в крышке ваноса, два больших болта, и через открывшиеся отверстия получаем доступ к двум болтам звезды выпускного распредвала.
(фото_4) Везде написано, что нужно ослабить болты звезды, но я их сразу выкрутил. Откручиваем корпус ваноса и вытягиваем его на себя, он немного вылезет, но до конца не выйдет, но зато нам становятся доступны гайки тарельной пружины, для того чтобы ванос вышел необходимо ОСЛАБИТЬ три гайки тарельной пружины и после этого вытаскивать ванос, при это проворачивая звезду впускного распредвала по часовой стрелке. Провернуть надо всего минут на десять и ванос должен выйти. Во время процедуры рекомендую следить за нанесенными вами метками, в том плане, что пока вы будете мучаться и пытаться провернуть звезду хоть, вы будете хвататься за нее и за цепь и можете просто напросто стереть метки, а они вам могут пригодиться. В общем следим за тем, чтобы метки не стирались и если надо дорисовываем.
После того как ванос снят, снимаем малую звезду выпускного распредвала (она у нас уже откручена) и снимаем корпус натяжителя с самим натяжителем. Думаю с корпусом проблем не будет, главное чтобы поставленная вами шпилька не вылетела иначе потом, по всему гаражу будете искать пружину.
Снимаем валы. Выпускной вал снимается немного сложнее, там нужно предварительно скинуть звездочку, на всякий фиксируем звезду и цепь проволокой.
Валы сняты и нашему обзору открылись гидрики. Помечаем (нумеруем). Снимаем постели, гидрики падают внутрь - это нормально.
Гидрики мы собрали, теперь приступаем к самому сложному: к непосредственной процедуре замены колпачков. Затыкаем тряпками все малейшие отверстия, потому что сухари будут стараться улетить именно в них.
Итак коленвал у нас выставлен таким образом, что поршни 1 и 6-го целиндров стоят в мертвой точке. Поэтому мы начинаем с клапанов соответсвенно 1 и 6-го целиндров. Думаю всем понятно почему, но на всякий случай поясню, что рассухаривать клапана мы будем упираясь в целиндры, если в таком положении мы будем рассухаривать клапана 2,3,4,5 целиндров, то упираться им будет некуда. У меня на замену колпачков 1 и 6-го целиндров ушло очень много времени (несколько часов). Дело в том, что на этих целиндрах очень трудно за что-либо зацепиться и если на 6-ом целиндре это хоть как-то можно сделать, то на превом это просто 3,14здец! Максим писал, что он в кузов упирался, но на одном из клапанов у меня рассухариватель тупо даже не дотягивался до кузова, поэтому я рассухаривал таким образом:
(Фото6). Для людей малоопытных я бы рекомендовал начать с целиндров 3,4 либо 2,5, предварительно выставив в нужное положение коленвал. После того, как вы одалеете 1,6 целиндры, остальная работа пойдет как по маслу. Рассухариваем очень аккуратно, чтобы не повредить клапана. Если сухарь не выходит из тарелки, то не надо давить на рассухариватель всей массой, скорее всего вы давите не под тем углом. Старые колпачки выходят с трудом, я их вытаскивал плоскогубцами. Тут тоже есть свой нюанс. Плоскогубцы нужно сжимать с такой силой, чтобы только обеспечить схватывание колпачка, а не его деформацию! Далее просто вытягиваем его на себя вращательными движениями. На самом деле они выходят тоже не так трудно, нужно лишь набить руку.
Новые колпачки встают на место усилиями руки, буз каких-либо инструментов. В комплекте с колпочками идут и пластиковые направляющие для облегчения установки новых колпачков.
(фото 7) После того как с колпачками клапанов 1,6 цилиндров закончили, ищем МТ 2,5 и 3,4 целиндров соответсвенно, т.е. вращаем коленвал и следим при этом за тем, чтобы не соскочила цепь со звездочки выпускного вала. Как правильно найти эти точки я не знаю, но я делал следующим образом: аккуратно опускал клапан рассухаривателем, к примеру, во второй целиндр, прижимая пальцем клапан вниз, чтобы не дать ему рассухариться, и свободной рукой плавно вращал коленвал, после того как при сжатой пружине клапан поднялся наверх, я блокировал коленвал. Это и была мертвая точка соответсвующей пары цилинров.
Ну и после замены колпачков собираем все в обратной порядке. Чтобы гидрики не выпадывали из постелей, протягиваем под постелью веревку следующим образом:
веревка очень длинная и вес гидриков может ее прогнуть и в середине гидрики выпадут,для того что бы этого не произошло, нада один из концов который выходит на верх пропустить между гидриками 3 и 4 цилиндров вниз, обогнуть проходящую внизу веревку и выпустить опять на верх через эту же дырку ,получиться веревка будет держать по 6 гидриков поскольку в середине ее будет поддерживать верхний конец и уже так прогибаться не будет (фото8)После установки на место веревку вытягиваем, теперь нумерацию гидриков можете стирать.
Ложим на место распредвалы в правильное положение: кулачки 6-го цилиндра смотрят друг на друга. А на стороне 6 целиндра контрольные площадки валов лежат примерной в одной плоскости (На этих плоскостях имеются по два отверстия, ну или буквы валов E,A должны смотреть на нас, ну и ваши метки ведь там тоже есть?). Затягиваем валы в несколько приемов на 10нм. Накидываем звездочку выпускного вала на место, мне было трудно ее поставить поэтому я через нее прокинул проволоку и тянул за эту самую проволоку. После чего нам понадобятся линейка и ключ на 24. Ставим линейку на контрольные плащадки валов и смотрим, чтобы не было зазоров
(ФОТО9), если есть, берем ключ на 24 вставляем его в вал в специальное место и доворачиваем вал как надо.
После того как фазы выставленны, ставим на место малую звезду выпускного вала и ставим на место наш любимый ванос. Не забываем помянеть прокладку ваноса и не забываем, что когда мы ставим ванос нам нужно будет прокрутить звездочку впускного вала против часовой стрелки, чтобы ванос зашел до конца, применять чрезмерных услилий и толкать всей массой ванос не в коем случае не надо, он достаточно легко входит на место, если нет, значит что-то делаете не так. После того как ванос зашел на место затягиваем тарельную пружину, малую звезду выпускного вала и корпус ваноса.
Теперь полностью проворачиваем коленвал несколько раз и еще раз проверяем фазы линейкой, если сбились, то выставляем заного и ищем причину почему сбились. Может забыли затянуть гайки тарельной пружины или малой звездочки выпускного распредвала.
Ну, а если все гуд, то собираем все до конца как было и заводим машину. У меня первое время звенели не то гидрики, не то клапана, но потом масло поступило куда надо и все стало ок.
По поводу установки ваноса я бы хотел сделать отступление и попросить знающих людей прокомментировать, как правильно его устанавливать. А интересует меня вот какой момент, когда тарельная пружина ослаблена, звездочка имеет определенный свободный ход, т.е. чтобы поставить ванос на место нужно сначала повернуть звездочку по часовой стрелке, вставить ванос, а потом повернуть эту же звездочку против часовой и ванос практически сам встает на место. Внимание вопрос: правильно ли поворачивать звездочку до упора по часовой стрелке перед тем как ставить ванос или же нужно повернуть звездочку строго на определнный угол?