Работа системы газораспределения VANOS
До сих пор системой VANOS регулировалось положение только распределительного вала впускных клаланов. С внедрением двойной системы VANOS осуществляется изменение фаз газораспределения на обоих распределительных валах.
С разработкой этой системы были достигнуты следующие цели:
- Повышение крутящего момента в нижней и средней части диапазона частоты вращения двигателя в сочетании с использованием переключаемого впускного тракта, без потерь мощности в верхнем диапазоне оборотов
- Уменьшение количества остаточных газов на холостом ходу благодаря меньшему углу перекрытия распределительных валов, отсюда улучшение холостого хода за счет устойчивого сгорания
- Внутренняя рециркуляция отработавших газов в диапазоне частичной нагрузки в целью снижения концентрации оксида азота
- Ускоренный прогрев катализаторов и снижение количества токсичных выбросов после пуска холодного двигателя
- Снижение расхода топлива
Двойная система VANOS состоит из следующих частей:
- Впускной и выпускной распределительные валы с косыми зубьями
- Звездочки с переключаемой передачей
- Регулировочный узел двойной системы VANOS для распределительных валов впускных и выпускных клапанов
- Два электромагнитных четырехходовых трехпозиционных переключающих клапана
- Два полусекторных диска для определения положения распределительных валов
- Два датчика положения распределительных валов
При пуске двигателя распределительный вал впускных клапанов находится в конечном положении, то есть сначала он находится в положении ПОЗДНО.
Распределительный вал выпускных клапанов при пуске двигателя поджимается пружиной и удерживается в положении РАНО.
Обесточенное положение = фиксация в конечном положении за счет давления моторного масла.
Примерно через 50 оборотов или 2-5 секунд после пуска двигателя блок управления двигателем через датчики положения определяет действительное положение распределительных валов (фактическое значение).
По сигналу частоты вращения двигателя (сигнал датчика коленчатого вала) и сигналу нагрузки, в зависимости от температуры впускаемого воздуха и охлаждающей жидкости двигателя, рассчитывается и устанавливается требуемое положение (заданное значение) распределительных валов.
При этом желаемое изменение положения распределительных валов осуществляется между цепью механизма газораспределения и распределительными валами. Изменение положения реализуется соответствующим регулирующим поршнем установочного узла, который через вал с косыми зубьями за счет своего хода перекрывает опережающее или запаздывающее относительное угловое смещение регулярного вращательного привода. Скорость изменения положения валов соответствует величине давления масла, то есть зависит от давления моторного масла, его температуры и от частоты вращения двигателя.
В пределах своего максимального диапазона угла установки распределительные валы впускных и выпускных клапанов являются свободно регулируемыми. Это означает, что, в зависимости от команд блока управления двигателем, возможны их любые угловые положения. По достижении того или иного оптимального положения распределительного вала электромагнитные клапаны поддерживают постоянным объем масла в регулировочном цилиндре с обеих сторон камеры, так что распределительные валы фиксируются в соответствующих положениях.
В аварийном режиме электромагнитные клапаны обесточены:
- распределительный вал выпускных клапанов находится в положении РАНО (за счет давления масла или поджатой пружины в регулировочном цилиндре)
- распределительный вал впускных клапанов находится в положении ПОЗДНО