Когда BMW собралось представить Х5 мировой прессе, она решила сделать это на федеральных автотрассах, узких проселках извилистых горных дорогах Америки. Кроме того, в огромных заброшенных карьерах, с крутыми склонами, изрытых экскаваторами и бульдозерами, изъезженных в грязь любителями острых ощущений на юрких Jeep`ах, а так же, что более примечательно, на настоящем гоночном треке, где на скоростях подчас больше 300км/ч соревнуются гоночные болиды американской серии Ле-Ман.
Ни один другой автопроизводитель не отважился бы презентовать свой SUV на скоростной гоночной трассе. Но тогда руководство BMW было уверено, что её Х5 не похож ни на один другой автомобиль этого класса. В сущности, автомобиль представлял собой совершенно новый класс машин – Sport Activity Vehicle (SAV) – спортивных, для активного отдыха, хоть и в кузове джипа. Прочем, поначалу мир не заметил разницы и ставил Х5 на одну доску с Gran Cherokee, Range Rover и Mercedes-Benz ML-class. Именной последний своим успехом и заставил BMW задуматься над целесообразностью проекта.
В начале 90-х, когда BMW ещё не приобрела Rover Group ради Land Rover, перспектива создания внедорожника с пропеллером на капоте никому даже в голову не приходила и казалось немыслимой! Чтобы представительский седан со спортивным характером пробирался по перепаханным полям, взбирался на усеянные камнями склоны – такая идея казалась смехотворной, да и просто технически невыполнимой (хотя к тому моменту инженеры Subaru и Volvo имели неплохой опыт со своими моделями Legacy Outback и V70 XC соответственно).
Впрочем, в 70-е годы столь же невыполнимой для BMW казалась идея установки дизельных двигателей, а в 80-е годы – создание универсала бизнес класса (BMW 5-series Touring e34).
Однако создать мощный дизель или хорошо управляемый универсал гораздо проще, чем создание на пустом месте дееспособного внедорожника, отвечающего всем основным критериям фирмы. Для всех было очевидно, что невозможно заставить неуклюжий SUV с традиционно тяжеловесной механикой полного привода ехать ровно и плавно, тем более, показывать ту резвость и управляемость, что привыкли получать клиенты от автомобилей BMW. Тогда компания подошла к проблеме с другой стороны, а именно задумалась, как можно заставить легковой автомобиль, прекрасно чувствующий себя на твёрдом покрытии, научиться ездить по буреломам.
Решение виделось в проектировании совершенно нового автомобиля на е39 с использованием ходовой части от е38. Двигатели, трансмиссию и электронику можно взять от той же е39, а достаточный дорожный просвет получить за счёт больших колёс и пневмоэлементов в подвеске.
После отказа от старомодного отдельного шасси и тяжёлых неразрезных мостов следующим стал отказ от громоздкой второй коробки передач, традиционно присутствующей на внедорожниках. Основная задача – торможение двигателем на крутых склонах. Вместо неё планировалось использовать систему Hill Desert Control, которая задействовала контур ABS для обеспечения медленного движения под гору независимо от крутизны. Контур ABS в сочетании с Traction Control`ем мог заменить два других весомых узла классического покорителя грязи: блокировки дифференциалов передней и задней осей. Вскоре шасси будущего Х5 было установлено для маскировки в BMW 540i Touring e39 протестировано в течении полугода в условиях бездорожья и гоночного кольца.
Производство машины на заводе в Спартанбурге, Южная Каролина, уже было включено в планы компании. На выпуске спортивных Z3 была задействована лишь часть площадей, поэтому было очень просто (хоть и дорого) удвоить мощности предприятия для начала изготовления Х5. Самый первый Х5 Prototype, кстати, не пойманный шпионскими фотокамерами (!!!), вышел в конце 1998 года, первый предсерийник, нарисованный Крисом Бэнглом, появился в начале 1999. А первый серийный экземпляр (сентябрь 1999 года), им был BMW X5 4.4i, был тут же передан американской благотворительной организации в помощь больным раком и продан с аукциона eBay за 159 тысяч долларов (3 своих каталожных цены).
Автомобиль оказался высоким, но с тем же и широким, что не давало ему сходства с чемоданами. Под капотом первых Х5 был только V8 (М62B44) объёмом 4.4 литра мощностью 286 лошадиных сил, агрегатировались авто с механической или автоматической пятиступенчатой коробкой передач, но так как механика не вызвала большого интереса, её решили убрать и в базе поставить автомат. Салон, имевший в базе довольно богатую комплектацию, вмещал 5 человек, но не более, что сразу вызвало отток клиентов. Руководство BMW заявляло, что они не делают семейных минивенов (интересно, а справились ли бы инженеры BMW с задачей создания спортивного минивена?).
Как и было обещано, первое, что приятно удивляло в Х5, - поведение машины на дороге. Чуткий и точный руль, мягкий ход, хорошая устойчивость даже на больших скоростях в поворотах любой сложности! Потому-то BMW так смело предлагала репортёрам проехать по гоночному треку! После двух кругов на Х5 упирающихся журналистов буквально вытаскивали за руки, за ноги из салона, потому что они просто не могли поверить, что джип может так хорошо управляться! Все сравнивали управляемость Х5 с BMW е39 Touring (что, собственно, неудивительно).
В декабре 2000 года стартовала бюджетная версия BMW X5 3.0i с рядной «шестёркой» (M54B30) мощностью 231л.с. с механической или автоматической пятиступенчатой коробкой передач. Годом позже появилась дизельная версия X5 3.0d (М57D30). Трансмиссии те же, но полный привод предлагался за доплату. Если сравнивать базовые комплектации, что дизельная версия обходилась на 400 дойчмарок дороже (80400 против 80000).
Но это были только цветочки. Ягодки были впереди. В том же 2000 году появилась в единственном экземпляре BMW X5 Le Mans. Планировалось сделать спортверсию простой Х5, но, к сожалению, в серию авто не пошёл. А если бы пошёл… мммм! Двигатель – V12 S70B56 от BMW 850CSi. Но мощность была поднята с «символических» 380л.с. до упомрачительных 700!! КПП – механическая, 6-тиступенчатая Getrag Type-D. От стандартной системы полного привода осталось лишь воспоминание. Всё было создано из лёгких композитных материалов. И тогда на весь мир прогремела новость: «Джип ставит новый рекорд на Нюрбургринге!» Впечатляет? Лично меня да…
В декабре 2001 года на автосалоне в Женеве состоялась грандиозная премьера. Появилась знаменитая Х5 4.6iS, как дешёвая альтернативе сверхдорогой Х5 Le Mans. Казалось бы, куда спортивнее? Но нет! Инженеры Alpina (да да! Это их инициатива!) предложили запихнуть двигатель от модели Alpina B10 V8 е39 вместе с КПП вместо 4.4 литрового. Расчёт оказался удачным. Двигатель встал как влитой! Всё потому, что строился на базе давно известного V8 4.4. А теперь поподробнее. Двигатель (M62B46) объёмом 4619см3, диаметр цилиндра 93мм, ход поршня 85мм. Степень сжатия 10,2:1. Мощность этого двигателя составляла ужасающие для джипа массой 2105кг 347 лошадей! Вкупе с новой АКПП-5 разгон 0-100км/ч составлял 6.5 секунд! Так же, были установлены новые жёсткие пружины с амортизаторами. При наличии колёс 9J 225/50 VR19 спереди и 10J 285/45 VR19 сзади автомобиль обладал совершенно феноменальной управляемостью и устойчивостью даже среди спортивных седанов!
В 2004 году произошёл рестайлинг модели. В течение рестайлинга произошли изменения в салоне и в экстерьере. Но это были косметические изменения. С этого года все КПП стали 6-тиступенчатыми, будь то механика или автомат. Трёхлитровая бензиновая шестёрка осталась без изменения, а 184-сильный дизель оснастили турбиной (M57TUD30), который стал выдавать 218л.с. Двигатель V8 4.4 был заменён на новое поколение «восьмёрок» - N62B44 мощностью 315л.с. Но вершиной гаммы стала BMW X5 4.8iS. Да, да! Инженеры из Бухлоэ не остановились на 4.6iS! Так как в 2003 году дебютировала Alpina B10 B8s e39 с более мощным двигателем в 380 лошадиных сил, было решено слегка дефорсировать его до 360л.с. (система полного привода не выдерживала подобных перегрузок) и установить в Х5, только с новой АКПП-6, так как в Альпине остался пятиступенчатый автомат. Автомобиль получился просто зверским. Динамика улучшилась до 6.1 секунды до 100км/ч! А максимальную скорость пришлось ограничивать на уровне 250км/ч! Однако по желанию клиента ограничитель снимался. Журнал «Auto, Motor und Sport» разогнал такую Х5 аж до 265 километров! Благодаря колёсам 9.2J 275/40 ZR20 спереди и 10J 315/35 ZR20 сзади автомобиль стал буквально эталоном управляемости!
В 2006 году автомобиль был снят с производства, уступив место новому Х5 с индексом е70. Но навсегда в наших сердцах останется этот злобный взгляд, этот потрясающий звук выхлопа и этот ореол бандитизма, веющий над этим легендарным автомобилем…
by Сергей Юренев©
По вопросам размещения обращаться на
m5.92@mail.ru