BMW M5 e34 – второе поколение спорт-седанов от Motorsport GmbH. Автомобиль был представлен широкой публике в сентябре 1988 года на автомобильной выставке во Франкфурте. Автомобиль был представлен в кузове седан с двигателем S38 B36 – рядной «шестёркой» мощностью 315 л.с., которая являла собой дальнейшую эволюцию двигателя М88/3. Вариант с двигателем S38 B38 был представлен в сентябре 1991 года на всё том же автосалоне во Франкфурте. Тогда же и появились М5 Touring в кузове универсал.
Все автомобили собирались вручную на заводе в Гархинге, куда из Дингольфинга поставляли специальные кузова для М5, так как отличия в конструкции просто «пятёрки» и М5 были. Так же как и с М5 е28, версии для ЮАР собирались на заводе в Росслине из кит-комплектов (CKD).
Автомобили поставлялись в Европу, Северную Америку, Великобританию, ЮАР, Австралию и Ближний Восток, где своих хозяев за весь период производства с сентября 1988 по июль 1995 годы нашли 12254 автомобиля:
EU-spec 3.6: 5,877 с 9.88 по 4.92
UK-spec 3.6: 524 с 11.89 по 11.91
NA-spec 3.6: 1,678 с 12.89 по 4.93
SA-spec 3.6 RHD: 265 с 9.90 по 3.93
EU-spec 3.8: 2,676 с 12.91 по 7.95
EU-spec Touring 3.8: 891 с 3.92 по 8.95
UK-spec 3.8: 343 с 12.91 по 6.95
Самые первые М5 е34 оснащались двигателем S38 B36 объёмом 3535 см3 мощностью 315л.с. при 6900 об/мин, тяга двигателя 372Нм при 4750об/мин. Ширина цилиндра – 93.4мм, ход поршня – 86мм. Были поменяны распредвалы, компрессию увеличили до 10:1, появился контролируемый электроникой дроссельный клапан для улучшения работы на низких и средних оборотах, трёхступенчатый каталитический нейтрализатор, устанавливался облегчённый маховик, специально для М5 е34 фирмой Bosch была разработана система подачи топлива Motronic.
Двигатель S38 B38 отличался от своего меньшего по мощности собрата шириной цилиндра (94.6мм), ходом поршня (90мм), что повысило объём до 3795см3. Таким образом, этот двигатель стал самым большим шестицилиндровым двигателем BMW в современной истории. Но это лишь часть переделок. Так же были увеличены клапаны впуска и выпуска, стояли облегчённые поршни, укороченные шатуны, впервые на этом авто была опробована новейшая система впрыска Motronic M3.3, компрессия возросла до 10.5:1, появилась система зажигания с шестью катушками, усовершенствованная выпускная система и металлические катализаторы для меньшего сопротивления выхлопным газам и лучшей теплоотдачи. В итоге мощность поднялась до 340л.с. при 6900об/мин, тяга – до 423Нм при 4750об/мин. Для рынка Австралии и Швейцарии, где нормы по выбросам были особенно строги, мощность составляла 334л.с., а с конца 1992 – 327л.с.
На BMW M5 e34 устанавливали Механическую пятиступенчатую КПП производства Getrag, модель 280/5 (кстати, к слову, Getrag поставляет механические коробки с 1965 года и по сегодняшний день) с передаточными отношениями 3.51 (1), 2.08 (2), 1.35 (3), 1.00 (4), 0.81 (5) и главной парой 3.91:1. Все М5 оснащались дифференциалом с максимальным коэффициентом трения 25%.
Подвеска М5 е34 создана на основе простой «пятёрки», но всё же были внесены определённые изменения: клиренс был понижен на 2см, на 25% более жёсткие пружины, спортивные амортизаторы, утолщённые до 25мм спереди и до 18мм сзади стабилизаторы поперечной устойчивости (на версиях Touring – сзади были 19мм).
Все версии с 3.8-литровым двигателем оснащались адаптивной подвеской EDC, появившейся впервые на 7-series e23, но доработанной в отделении Motorsport GmbH. Она позволяет настроить подвеску на мягкий или спортивный лад, «разжимая» или «распуская» амортизаторы. Выбор режима осуществляется из салона с помощью кнопки на торпедо рядом с водителем.
Рулевое управление было изменено практически полностью. Оно стало острее не в последнюю очередь за счёт уменьшения количества оборотов.
Чтобы укротить такую мощь нужны были эффективные тормоза. И они были. Вентилируемые диски, 314 миллиметров спереди и 300 миллиметров сзади. В 1994 году стали устанавливать 354мм спереди и 325мм сзади.
Диски – неотъемлемая часть экстерьера авто. Тем более, такого. Поэтому диски были под стать машине. На версиях с 3.6-литровым двигателем устанавливались M System I, которые по своей конструкции были очень необычны и выглядят тоже очень оригинально. Размерность – 8J 235/45 ZR17, за доплату – 9J 255/45 ZR17. Диски M System II устанавливались на 3.8-литровые версии. Размерность – 8J 255/40 ZR17. За доплату устанавливались 9J той же ширины и радиуса.
Внешне автомобили с литерой М можно было отличить от простых «пятёрок» по иным аэродинамичным зеркалам заднего вида, специфичному переднему и заднему бамперу с аэродинамическим дефузором, по боковым аэродинамическим «юбкам» и по двойной выхлопной трубе большего диаметра. Версии с двигателем 3.8 от 3.6 можно отличить не только по дискам, но и по тому, что все «юбки» и диффузоры окрашивались по желанию клиента любой иной цвет, нежели кузов.
В автомобиле за 90 тысяч дойчмарок (а версии с 3.8 стоили все 130 тысяч!) просто не могло быть дешёвого салона! Он отличался роскошествами, которые не снились и иным 730i e32! Электроприводы сидений и руля во всех положениях и плоскостях, обилие дерева или шлифованного алюминия, раздельный климат-контроль, музыка уровня Hi-End с 8-ю колонками, царство дорогой кожи или алькантары и мириады цветовых комбинаций. Это ли не в высшей степени забота о комфорте? Сиденья устанавливались спортивные Recaro, с развитой боковой поддержкой, всё-таки мощность в 315, а то и 340 лошадиных сил при весе в 1670 килограмм – это всё же вам не шутки! Приборная доска тоже была видоизменена, в первую очередь под возросший потенциал автомобиля. Были изменены даже такие мелочи как набалдашник КПП, обтянутый натуральной кожей. Филигранная работа!
На все 3.8-литровые версии, выпущенные до 1994 года, предлагался так называемый Nutburgring Packege, включавший в себя задний спойлер, увеличенные до 19мм задние стабилизаторы поперечной устойчивости, задние диски M System II размерностью 9J, сервотроник и EDC (без пакета это была опция).
В американских версиях было аж 3, если их правда так можно назвать. рестайлинга! Первый произошёл в 1990 году. Тогда в базе стали поставляться авто с разделёнными сиденьями, автоматический климат-контроль убрали из списка опций, но взамен появился новый руль, вместо кожи цвета Silvergrey появился цвет Light Silvergrey.
Во время второго «рестайлинга», произошедшего в 1991 году, были изменены главное передаточное отношение с 3.91:1 до 3.73:1 для лучшей экономии топлива, в базе появился центральный замок на все двери, появился сервотроник фирмы ZF, стал доступен цвет Calypso Red Metallic.
Третий «рестайлинг» 1992 года тоже привнёс в том числе и некоторые косметические изменения, появились диски M System II (Throwing Star) вместо M System I (Turbine), которые появились на 3.8-итровых версиях М5 в Европе, пакет Shadowline Предлагался в базе, на руле появилась вышивка их трёх нитей цветов Motorsport GmbH, цвет Mugello Red заменил Brilliant Red, появились цвета Lagoon Green Metallic и Avus Blue Metallic.
Версии NA-spec неофициально различались на «американки» (NA-spec) и «канадки» (CAN-spec). Отличия были минимальными, но всё же они были, и я считаю своим долгом о них упомянуть. На «американки» не ставились омыватели фар, а на «канадки» они шли в базе, «американки» уступали по количеству кожи в салоне «канадкам», у коих было обшито практически всё, включая торпедо. Сервотроник для «американок» с 1991 года шёл в базе, а на «канадки» он не предлагался впринципе. Всего отличий более 20-ти.
(ссылка на вторую часть -
http://forum.b-m-w.ru/index.php/topic,10856.0.html )
by Сергей Юренев©
По вопросам размещения обращаться на
m5.92@mail.ru