Большой четырёхдверный седан 7-й серии, ставший развитием модели е03 конца 60-х годов, был по-своему, революционным. Он полностью был нацелен на конкуренцию с Mercedes S-Class W126, который, как вы сами знаете, был крайне удачной моделью. Этакий «наш ответ Чемберлену», который оказался весьма небезуспешным.
Впервые первая семёрка, имевшая индекс е23, была представлена в 1977 году на Франкфуртском автосалоне в мае 1977 года. На стенде стояли 3 модификации – карбюраторные 728 (170 л.с.) и 730 (184 л.с.) и инжекторная 733i (198л.с.). Они были длиннее и шире предшественниц, все имели фамильные черты с е21, е12 и, конечно же, с е24.
Комплектация, даже минимальная, была гораздо шире, нежели у предшественницы, благо в автопроме каждые 10 лет – большой срок, за который появляется куча новых и новомодных устройств, которых ранее и быть даже не могло. К тому же, компания хорошо усвоила урок с кондиционерами, которые в США уже тогда были неизменным атрибутом роскоши, когда место под капотом просто не рассчитано было под кондиционер, и его клали в багажник со всеми дополнительными частями для установки на месте. А вот тут дилеры прибегали к множеству технических уловок, чтобы поместить громоздкий агрегат под капот.
Необычным, особенно для США, оказался выбор из 2-х механических и автоматической коробки передач, благодаря чему семёрка приобрела репутацию большого спортивного седана, удивительно проворного для своих габаритов. По сравнению с аналогичным, к примеру, Mercedes 280SE w126, BMW 728i e23 стоила на 5-6 тысяч долларов дешевле, но при этом была быстрее и маневреннее.
Изменения и нововведения на модели 6-й серии е24 так же происходили и на е23. Первое серьёзное изменение произошло в мае 1979 года, когда вместо модели 733i, на которую устанавливался ещё «чугунного литья довоенного производства» механический инжектор D-Jetronic, появилась модель 732i, абсолютно того же объёма, но с новейшей системой Bosch Motronic – первой в мире системой с полностью электронным управлением системами подач топлива и зажигания. Автомобильные эксперты были восторге от этой системы. Ну немудрено! Это сейчас такими штучками никого не удивишь, а тогда это было в диковинку, учитывая, что карбюраторы ушли из массового производства только в 90-х. За счёт этой системы удалось поднять тягу на 5 ньютон метров. Немного, но всё начинается с малого!
Так же, в этом году помимо механической 4-хступенчатой механики и 3-хступенчатого автомата стала предлагаться новая 5-тиступенчатая механика, что тогда даже на авто такого класса было редкостью, и система антиблокировочной системы колёс при экстренном торможении, проще говоря ABS.
Тогда же была представлена модель 735i, которая увеличила производственную гамму, потому что модели 728 и 730 сошли со сцены. Эта модель изначально комплектовалась МКПП-5, а за доплату устанавливался архаичный по современным меркам 3-хступенчатый автомат. Мощность автомобиля была вполне приличной – 218л.с. при 5200об/мин и 310Нм при 4000об/мин, что позволяло разгонять авто до сотни даже на автомате за 9 секунд. Надо отметить, что и самая простая 728 на автомате не отличалась тупизной – 11.5 секунд до 100 км/ч сейчас выглядят нелепо, но тогда это был вполне приличный результат.
Помимо новой модели и массовых технических обновлений произошло ещё одно не менее важное событие –рестайлинг, во время которого изменилась передняя часть автомобиля (ноздри стали шире и выше, изменилась форма капота, появился новый передний более низкий бампер и иные зеркала заднего вида), за счёт чего коэффициент лобового сопротивления Cx понизился с 0.44 до 0.38 (а изменений то минимум!!!).
Через месяц, в июне 1979 года была представлена модель 728i, которая заменила собой аж две модели – 728 и 730. Она имела ту же мощность, что и 730 – 184 л.с. – но за счёт инжектора авто охотнее разгонялся и потреблял меньше топлива.
Ещё позже, в августе 1979 года появился флагман модельного ряда – BMW 745i. История создания данного авто весьма туманна. Изначально планировалось впихнуть 6-тилитровый V12 мощностью под 350 лошадиных сил, но авто оказался очень прожорливым и, что хуже всего – неповоротливым, а это губительно для спортивного имиджа компании. Тогда прибегнули к «запрещённым» методам – автоспорту. А тогда в гонках Формулы 1 ещё не успели запретить двигатели с турбонаддувом, поэтому у инженеров был весьма богатый опыт работы с турбонагнетателями, и стандартный мотор М30 B32 объёмом 3210см3 мощностью в 198 лошадей оснастили турбиной KKK K27 давлением 0.33 бара, предварительно снизив степень сжатия с 9.3:1 до 7.2:1. В итоге, получился двигатель с обозначением М102 B32 мощностью 252 лошади и тягой 380Нм. Но оставался вопрос с наименованием модели после семёрки. Делать 732i Turbo – не солидно, а писать просто 732i тоже нельзя, получится, что по обозначению модель ниже атмосферной 735i. Тогда опять же прибегнули к услугам автоспорта – умножили 3.2 на пересчётный коэффициент 1.4 и вуаля – BMW 745i готова к употреблению! Но, к сожалению, авто оказался техническим тупиком этого вполне умного проекта. Он не привнёс компании ничего кроме неприятностей. Машину долго не могли пустить в серию, но и с началом производства она оказалась недовведенной до ума, что было дико для такой уважаемой компании.
Неудачная концепция 745i начала проявлять себя с самого начала: поведения автомобиля было неровным, и хотя динамика (7.9 секунды до сотни) действительно оказалась высокой, столь же высоким было потребление топлива. Цена поражала воображение – 52 тысячи дойчмарок стоила «голая» версия с автоматом (механика не предлагалась впринципе), а вот машина с полным «фаршем» (электро сиденья с массажем, причём и задние тоже, минибар, дорогая акустика и т.д.) в комплектации Highline, где использовалась кожа тончайшей выделки, и стояли вставки из самых дорогих сортов дерева доходила до 100 тысяч дойчмарок!!!
В 1982 году рестайлинг е23 дошёл и до салона, где изменилась приборная доска.
В 1983 году был произведён рестайлинг 745-ой, во время которого был практически сызнова создан турбированный двигатель уже на основе на основе М30 B35 объёмом 3430см3, получивший обозначение М103 B35. Притом, что давление турбины осталось неизменным, мощность так же составляла 252 лошади. Двигатель был специально дефорсирован, чтобы увеличить тягу до 430Нм при 1900 об/мин, притом что максимальный крутящий момент на М102 достигался при 2200 об/мин.
Вкупе с этим двигателем появилась новейшая АКПП-4, которая, кстати, устанавливалась с этого года на все модели е23, с выбором режимов работы трансмиссии – K-комфорт, N-нормальный и S-спортивный (многорежимная трансмиссия помимо 745i предлагалась ещё только для 735i). Но только на 745i эта трансмиссия меняла настройки работы не только кпп, но и двигателя и пневмоэлементов подвески. В режиме S подвеска зажималась и автомобиль становился не по-представительски жёстким, но зато точность управления возрастало многократно. Двигатель крутился гораздо быстрее и веселее, казалось, что он становился даже звучнее, холостые обороты возрастали до 1300 об/мин. Коробка передач в свою очередь держала передачи не хуже профессионального гонщика, переключая их вниз/вверх в нужный момент. А в режиме кик-дауна двигатель крутился аж до 6700 об/мин, в то время как в режимах N и K двигатель крутился до 6500об/мин. Поэтому разгон 0-100км/ч в режиме S составлял теперь феерические 7.4 секунды! А максимальная скорость выросла с 220 до 240 км/ч.
С этими метаморфозами 745i превратился в по-настоящему автомобиль высшего класса, но осадок остался. Версия 745i на протяжении всей своей карьеры пользовалась наименьшим спросом. Всего было произведено 16031 экземпляр из 285029 экземпляров е23 в целом. А самая распространённая версия – 728i – была выпущена в 62908 экземплярах.
Как всегда на особом счету для BMW был североамериканский рынок. Серийные комплектации были несколько богаче европейских, а во внешности отличительной чертой стали более выступающие бампера с интегрированными повторителями поворотников. Но модель 745i, как ни странно, так и не попала на рынок США. Зато на рынке США предлагалась модель L7 – фактически модель 735i, но с более богатой стандартной комплектацией (например, в стандартное оснащение входила полностью кожаная отделка салона, включая переднюю панель и двери; автоматическая коробка передач). Двигатель на американках имел несколько меньшую степень сжатия и соответственно меньшую мощность по сравнению с европейскими моделями для улучшения экологических показателей.
К моменту прекращения выпуска в мае 1986 года производства первой 7-й серии она хорошо послужила. Всё-таки продажи на уровне 30 тысяч экземпляров в год – хороший показатель, который сильно насторожил Mercedes. И не зря. Потому что потом, в том же 86 году BMW представила последовательницу традиций е23 – модель е32. Тут то Мерсу совсем не поздоровилось. Но это совсем другая история.
by Сергей Юренев©
По вопросам размещения обращаться на
m5.92@mail.ru